Наиболее часто встречающимся
дефектом холодильников является замерзание капиллярной трубки, вследствие чего
хладон, накапливаясь в конденсаторе, создает высокое давление в 1960 кПа, и
конденсатор прокатно-сварного типа или другие узлы холодильного агрегата
выходят из строя.
Закупорка капиллярной трубки происходит из-за появления в системе агрегата
влаги, замерзание которой создает ледяную пробку в месте выхода капилляра в
патрубок испарителя.
Плохая растворимость влаги в хладоне-12, небольшое сечение капилляра, а также
низкая температура и незначительное давление у выхода в патрубок испарителя
могут привести к закупорке капилляра ледяной пробкой при наличии в агрегате
всего лишь нескольких сотых долей грамма влаги.
Замерзание капиллярной трубки в первую очередь зависит от качества сушки
холодильного агрегата при его сборке и ремонте , а также от качества хладона и
масла, применяемых для заполнения. В случае неудовлетворительной сушки агрегата
замораживание капиллярной трубки может произойти уже в первые месяцы работы
холодильника. Но даже в тщательно осушенной системе влага может появиться за
счет распада гидроперекиси, являющейся промежуточным продуктом окисления масла.
После длительного пользования холодильником при систематическом перегреве
обмоток статора из-за высокой температуры происходит частичное обугливание и
разрушение изоляции обмоток, фибровой гребенки и прессшпановых прокладок
статора. В результате химических реакций, происходящих при обугливании органических
веществ, выделяется влага в количестве, достаточном для замерзания капиллярной
трубки.
Причина замерзания капиллярной трубки в послегарантийный период - несоблюдение
рекомендованной технологии и отсутствие новых эффективных способов осушки, позволяющих
получать концентрацию влаги в рабочей среде, соответствующую предъявленным
требованиям.
Максимальный процент неисправности, приходящийся на десятый - двенадцатый год
эксплуатации холодильника, говорит скорее о наличии в системе воды, появившейся
в результате химических реакций. Поэтому наряду с тщательной осушкой масла,
хладона, деталей и узлов холодильного агрегата перед сборкой нашими мастерами
применяется для дополнительной осушки холодильного агрегата в процессе работы
вещество, которое активно связывает всю воду, появляющуюся в хладоне.
Большинство дефектов (62%) мотор-компрессоров связано с износом компрессоров.
Поверхности пар трения (коренные шейки коленчатого вала, втулки, пальцы и т.д.)
покрыты кольцевыми рисками и задирами. Образование рисок в результате
схватывания и от попадания абразивных частиц в значительной мере возникает
из-за недостатка масла, его загрязнения и малоемкости трущихся поверхностей.
Причем наибольший износ наблюдается у пары трения герметичного поршневого
компрессора поршневой палец - верхняя головка шатуна. Это объясняется тем, что
пара трения работает в условиях очень скудной смазки, которая, не обеспечивая
жидкостного трения и эффективного отвода тепла, приводит к задирам и
схватыванию трущихся поверхностей. Эффективным средством, повышающим
сопротивление изнашиванию пары палец - головка шатуна герметичного компрессора,
является улучшение подвода смазки в зону трения. Но конструктивные возможности
улучшения условий подвода смазки к трущимся поверхностям без усложнения
конструкции компрессоров практически исчерпаны. В данной ситуации остается
только одно - замена мотор-компрессора.
При исследовании эксплуатационных характеристик бытовых холодильников обращает
на себя внимание значительное возрастание коэффициента рабочего времени (КРВ) и
потребляемой электроэнергии при увеличении "шубы" на испарителе.
Наличие на испарителе "шубы" ухудшает теплообмен между охладителем и
теплоносителем из-за малого коэффициента теплопроводности намороженного слоя и
приводит к повышению температуры в холодильной камере. Поддержание необходимого
температурного режима достигается за счет увеличения КРВ, что приводит к
перерасходу электроэнергии.
Все это свидетельствует о том, что испаритель холодильника необходимо
периодически освобождать от снеговой шубы. В отдельных моделях холодильников
снятие шубы с испарителя производится при останове холодильного агрегата. В
этом случае теплоотдача из холодильной камеры к испарителю приостанавливается,
поверхность испарителя постепенно нагревается и слой инея медленно тает.
Процесс оттаивания длится сравнительно долго (2-2,5 ч), нарушая нормальные
режимы хранения продуктов. Кроме того, удаление воды из камеры холодильника
производится вручную, что создает определенное неудобство и требует непроизводительных
затрат времени. Применение механического способа удаления инея с испарителя
бытового холодильника не рекомендуется из-за возможного повреждения каналов
испарителя.
Холодильники большинства современных моделей оснащены системами
полуавтоматического и автоматического оттаивания. Это особенно важно для
холодильников, встраиваемых в шкафы-купе и во встроенную мебель, изготовленную
на заказ.
Значительное возрастание расхода электроэнергии в результате образования
снеговой шубы, повышение температуры в холодильнике и КРВ уменьшают срок службы
холодильника. Поэтому необходимо ограничить рост снеговой шубы и максимально
ускорить ее оттаивание. В связи с этим (при отсутствии в холодильнике
специальных оттаивающих устройств) нашими мастерами применяются гидрофобные
покрытия которые наносятся на испаритель.